Телефон: +7(495)66-55-378
Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

Путешествие в российский Версаль

Петергоф — это один из самых значимых дворцово-парковых комплексов не только для Северной Столицы, но и в масштабах всей нашей страны. Часто его называют Царством фонтанов, ведь здесь располагается порядка 150 подобных сооружений. На обширной территории Петергофа струи бьющей и стекающей воды создают совершенно неповторимую атмосферу: причудливые скульптурные фонтаны, водные «языки» каскадов и целые каналы расцвечивают Петергоф всеми оттенками синего, зеленого, бирюзового и блестят на солнце мириадами солнечных зайчиков.

 

This album doesn't contain any items

  • Достопримечательнсти Петергофа

    Весь Петергофский парк разделяется на две главные части: «Верхний сад» и «Нижний сад». Нижний сад расположен ближе к морю, по берегу Финского залива, и тянется вдоль берега более, чем на две версты, а в ширину имеет до 300 саженей.

    Верхний сад расположен гораздо выше нижнего, отчего и получил это название. Из нижнего сада в верхний ведут несколько широких белых мраморных лестниц. Кроме растительного богатства и прекрасного устройства, оба сада изобилуют многочисленными достопримечательными предметами.

    На самом краю уступа, разделяющего оба сада, построен большой Петергофский дворец, заложенный Петром Великим. Во дворце чрезвычайно много комнат, отделанных наироскошнейшим образом и наполненных дорогими картинами. Особенно замечательны: кабинет Государя Императора, стены которого покрыты сверху до низу резным дубом. Некоторыя части резной работы исполнены Петром собственноручно. Китайская комната с настоящими китайскими обоями и мебелью, Белая Петровская зала с картиной-гобеленом, изображающей Петра, застигнутого бурей, и многие другие.

    Недалеко от дворца устроена великолепная церковь во имя св. Петра и Павла, с иконостасом, изумляющим своей необыкновенно-тонкой, золоченой резьбой и пышностью всей отделки.

    С террасы дворца расстилается роскошный вид на морской канал, посреди и по бокам которого ценятся, клубятся и плещутся Фонтаны, в числе которых, перед самым дворцом, находится гигант «Самсон».

    Фонтан «Сампсон, раздирающий пасть льву». Группа эта имеет символическое значение: она изображает безуспешную борьбу шведов с русскими, поразившими их на голову при Полтаве в день ев. Сампсопия. Лев же, раздираемый Сампсоном, представляет Швецию, так как животное это изображается на шведском государственном гербе. По силе своей и обстановке, он принадлежит к числу самых замечательныхф и заслуживает особенного внимания. Струя воды его достигает высоты четырех сажен и вырывается из пасти громадного льва, которую разрывает руками колоссальный Самсон. Эта статуя отлита из бронзы Екимовым по модели М. И. Козловского.

    Самсон находится посреди обширного бассейна, соединяющегося с морским каналом. В пьедестале статуи утверждены четыре львиные головы, из которых также пенятся Фонтаны; края бассейна украшены тритонами, извергающими воду в различных направлениях. По сторонам этого водоема, в двух других бассейнах, еще бьют великолепные Фонтаны. Перед Самсоном поднимается на десять сажен гора, разделенная тремя площадками. На нижней террасе 10 каскадов падают по семи золоченым ступеням.

    Кроме этих фонтанов, по Петергофу разбросано еще много других. Из них особенно замечателен «Нептун». Название дано этому Фонтану от статуи, изображающей Нептуна и поставленной посредине продолговатого восьмиугольного бассейна, где вода брызжет из множества мифологических фигур, окружающих главную. Нептун, окруженный наядами, тритонами и купидонами, восседающими на на крокодилах и дельфинах, находится совершенно в своей стихии. Бронзовые фигуры этого фонтана были куплены в Нюренберге в 1799 году.

    Другой замечательный фонтан называется фонтаном «Евы» и находится близ Монплезира. Свое название Фонтан получил потому, что украшен мраморнй статуей праматери человечества; из подножья пьедестала бьет 16 фонтанов, образующих род круглого свода.

    Напротив «Монплезира» возвышается гора, известная под именем «Драконовой»; на верху её три страшных дракона выглядывают из грота и изливают из пасти целую реку, падающую вниз по четырем уступам. Параллельно каскаду устроена лестница, а по сторонам возвышаются две мраморные в римском вкусе пирамиды, из которых бьют фонтаны.

    Из Петровских построек в Петергофе существует также его домик, называемый «Марли», выстроенный им в 1720 г. по плану виденного царем домика около Берлина. Раньше здесь хранились прежде трости или дубинки Петра, которые занимают особую страницу в его истории. Теперь они переданы в Эрмитаж. Предание уверяет, что два дуба, находящиеся по сторонам домика, посажены рукою преобразователя России; под сенью их он, говорят, любовался плесканием заморских рыбок, которыми были наполнены два небольшие треугольные пруда.

    Петр называл Марли обыкновенно «mon bijou». Здешний Фонтан весьма замечателен: он бьет из множества трубочек, и производит необычный звуковой эффект. Близ Марли находится Фонтан со статуей «Адама», окруженный также решетчатыми беседками.

    Недалеко от Марли находится так называемый «Эрмитаж Петра Великого». Он построен на самом берегу моря, в два этажа, и может относиться ко времени основания Петергофа. Из затей, имеющих целью неожиданно и приятно изумить зрителя, особенно интересны «Фаворитный Фонтан», приводимый в круговращательное движение водою. В круглом бассейне плавают утки и помещена собака, как бы гоняющаяся за ними; посредине стоит Фигура крестьянина со свирелью. Когда Фонтан пущен, то утки начинают плавать вокруг бассейна, а собака гоняется за ними с лаем.

    Не менее интересен Фонтан «Грибок», вокруг ножки которого, под шапкой расставлены скамейки для гуляющих. Из шапки грибка, по данному сигналу, неожиданно начинает литься вода, и сидящие на скамейках оказываются как бы заключенными в сплошной водяной колокол. «Дубок» и «Елка», цинковые подобия этих дерев, чрезвычайно похожие, из листьев и веток которых брызгает вода и, наконец, «шутихи», неожиданно перекидывающие струи воды через скамейки, на которых сидят неподозревающие ничего посетители... «Словом, что ни шаг, то что-нибудь новое, прелестное и оригинальное!» — как писали в с таринных путеводителях по Петергофу.

    В северо-западной части Петергофа расположен Английский сад, с дворцом того-же названия. В Английском саду особенно замечателен «Дом дурачества». Это особенного рода беседка, представляющая снаружи вид убогой хижины, тогда как внутренняя её отделка—верх роскоши и изящества. Из Английского сада ведет, мимо зверинца, живописная дорожка к павильону «Озерки», из которого, обернувшись к верхнему саду, видны виллы на «Царицыном» и «Ольгином» островках, а левее красуется изящная готическая станция петергофской железной дороги, построенная профессором архитектуры Бенуа; за павильоном «Озерки» видна хорошенькая водяная лестница и вправо от неё, на островке—«Римские развалины». Наконец, вся эта восхитительная картина обрамляется новым подъемом на гору, на вершине которой находилась деревня Бабьи гоны, с прекрасной церковью св. Александры, и великолепный павильон, откуда открывается необыкновенный вид на Петергоф и Финский залив.

    Величественное здание «Бельведера» на высотах Бабьего гона (исковерканное шведское название Papingondo), видимое издали, должно быть причислено также к достопримечательностям Петергофа, равно как и готическая церковь в Александрии, построенная в виде средневековой рыцарской часовни, со стрельчатыми сводами, круглыми разноцветными окнами и множеством остроконечных башенок, стройно убегающих вверх.

    Александрия — место летнего пребывания Царского Семейства. В прошлые столетия здесь было пустое место, принадлежавшее сначала князю А. Д. Меншикову, а затем князьям Долгоруковым. Начало этой усадьбе положила императрица Анна Иоанновна, устроив в этой местности обширный зверинец впоследствии перенесенный в Английский сад, на его же месте были разбиты огороды. Император Александр I подарил «Александрию» своей Августейшей супруге императрице Марии Феодоровне. Покойная царица с великими княжнами часто навещала свой зверинец, где по звуку охотничьего фога к августейшей хозяйке сбегались со всех сторон прирученные олени. Ея величество с великими княжнами собственною рукою кормили их. По свидетельству современников, «все находившиеся в то время олени, до того были ручны, что при приезде и отъезде ея величества бегали за экипажем, как самыя преданные собаки».

    В 1826 году император Николай I повелел здесь построить по проекту архитектора Менеласа Летний дворец, который и был назван «Коттедж». Перед ним был разбит в английском вкусе сад, при чем для посадки деревья брались из петербургского сада при Таврическом дворце. «Коттедж» и поныне стоит на открытой возвышенной местности, на 60 Футов над уровнем моря. Местность от дворца к морю постепенно понижается и, благодаря этому, представляет вид живописной долины с озером. Влево расположен цветочный сад, скрытый массою гирлянд из вьющихся растений. Не далеко от садика, в тенистой аллее, на пьедестале находится бронзовый бюст императора Николая. Здесь было любимое место для утренних прогулок покойной императрицы Александры Феодоровны.

    Дворец «Коттедж» в общем представляет весьма красивый, поэтичный вид. Открытые балконы, галереи и мраморная терраса с Фонтаном покрыты сплошь вьющимися растениями и цветами. Поставленное в нише стены террасы художественное изваяние профессора Витали «Божия Матерь с младенцем Иисусом», барельефы, статуи, экзотическая зелень, яркий колер всевозможных цветов придают и поныне этому зданию чрезвычайную грациозность и изящество.

    Одновременно с этим дворцом было, недалеко от него, построено для летнего пребывания Наследника Цесаревича красное каменное здание в виде сельской постройки, получившее впоследствии название «Фермы». Кроме этого, для великого князя Константина Николаевича, близ морского берега был выстроен небольшой каменный домик в готическом стиле, названный «Домиком Адмирала». Здесь были также построены два кавалерских домика для великих князей Николая и Михаила Николаевичей и сооружена по проекту архитектора Шинкеля церковь Св. Александра Невского. Церковь свой внешностью напоминает средневековую часовню. Вместо глав, её вершину украшают 10 готических увенчанных крестами башен. Лицевой Фасад церкви украшен поставленными на кронштейнах 43 бронзовыми статуями, изображающими святых православной церкви. Нисколько изящен внешний вид этого храма, настолько великолепна и его внутренность. Четыре громадных готических окна верхнего яруса покрыты редкою живописью по стеклу, с изображением святых.

  • История Петергофа

    Конечно, в первую очередь, как и большинство знаковых мест в Ленинградской области, история создания Петергофского ансамбля связана с именем Петра Первого. Как известно, когда возводились мощные укрепления Кронштадтской крепости, царь Петр хотел даже во время отдыха от государственных дел, издали видеть как осуществляется его замысел. Тогда он и решил построить «попутный дворец», откуда открывался бы вид на Кронштадт. Нам он известен как «Монплезир». Этот дворец был первым сооружением Петра—зерном, давшим как бы основу целому ряду различных каменных дворцов, построенных на противополоясном Кронштадту берегу Финского залива, в местности, которая получила впоследствии название Петергоф.

    Историю застройки этой местности, ставшей знаменитым пригородом Петербурга, моно проследить по трем царским указам: от 1707 об отправке сюда многочисленных рабочих, от 1709 – о строительстве самих каменных дворцов, и от 1715 - указ об устройстве канала к морю и сооружении большого каменного дома — впоследствии главного большого «нагорного дворца».

    Пригласив руководить возведением дворца французского архитектора Леблона, а также механика по фамилии Ламбот, Петр сам нередко наезжал в Петергоф на место работ, отдавал лично приказания и вообще с большим интересом следил за ходом работ.

    Царь самолично выбирал какие деревья должны произрастать в будущих парках, строго следя за исполнением приказов. До какой степени интересовался Петр устройством петергофских садов, доказывает, между прочим, его письмо к Меншикову, в котором он требует присылки листьев с тех растений в Петергофе, которые уже распустились—с подробным указанием, которого числа снят лист с дерева.

    Работы по оборудованию Фонтанов и каскадов шли параллельно с устройством сада, и Петр также давал подробные инструкции, как и где строить Фонтаны и каскады.

    Статуи для петергофских Фонтанов отливали в Итальянской столице и в Петербурге, но неизменно по русским чертежам, а для обделки мрамора были выписаны мастера нарочно из-за границы. Наконец, в августе 1721 года зашумели по мраморным ступеням «кашкады» и забили знаменитые фонтаны Петергофа.

    Кроме дворцов, Фонтанов, статуй и проч., в Петергофском парке были и другие диковинки. Петр желал, чтоб его «забавный дворец» в Петергофе изобиловал чудесами, например хитроумные стеклянные поющие колокола в большом гроте.

    Приглашаемые государем в Петергоф принадлежали все к тому избранному кружку близких к государю лиц, с которыми он любил проводить немногие свободные от государственных дел минуты. Кроме русских, в «Компании» бывали посланники и почетнейшие из иностранцев, которых царь, по своему обыкновению, щедро угощал.

    После обильного угощения, компания размещалась в назначенных для каждого комнатах, где и отдыхала несколько часов. В определенное время снова все стекались в государевы комнаты, каждый брал заступ, топор или пилу, и вместе с государем, для развлечения и моциона, брались за садовые работы: рыл канавы или вырубали деревья. Эта работа как правило продолжалась до самого ужина.

    Прогулки в петергофских садах и осмотр дворцов допускались во времена Петра И не иначе, как с разрешения самого государя. Иногда при этом он назначал провожатого и приказывал открывать Фонтаны; государь любил и сам показывать приезжавшим диковинки своего увеселительного дворца. Так, в 1723 г., он показывал Петергоф персидскому посланнику перед отъездом его из России.

    В кратковременное царствование Петра II— Петергоф стал заметно приходить в упадок. За то императрица Анна Иоанновна много приложила к сил к поддержанию великолепия и улучшению ПетергоФа. По её повелению устроено 22 новых Фонтана, а построен был «Драконов каскадъ» и два римских Фонтана. Сама императрица прогуливалась верхом по аллеяь петергофского сада, в сопровождении Бирона, иногда же развлекалась стрельбой птиц на лету с балкона или из окон дворца. Кроме этих развлечений, государыня иногда и охотилась в Петергофе

    Времена царствования Елизаветы Петровны для Петергофа тоже были благоприятны. Дочь Петра, любившая великолепие и пышность, приказала возобновить и распространить в Петергофе все, начатое при её родителе, улучшать Фонтаны, устроить театр и совершенно перестроить дворец. Эта последняя работа поручена была графу Растрелли. При утверждении рисунков внутренней отделки комнат, императрица приказала одну из зал, вызолотить, чтобы принимать в нем «торговый люд», падкий на блеск того металла.

    При Монплезире императрица лично приказала сделать кухню, следу вкусам своего отца опять же на голландский манер. Здесь императрица иногда, забавы ради, собственноручно готовила кушанья.

    Императрица Екатерина II предпочитала Петергофу Царское-Село и редко приезжала в Петергоф. Но при всем предпочтении императрицы к Царскому Селу, многое было сделано в её царствование и для Петергофа. Так, между прочим, при ней был устроен, хотя и неокончательно, большой сад, названный английским, с множеством беседок; распространены были и другие сады, и построен дворец, названный впоследствии также английским.

    При императоре Павле I прежнее деревянные вызолоченные украшения при Фонтанах были заменены бронзовыми, также позолоченными. При нем же построены в нижнем саду против террасы, где. находится дворец, две продолговатые обложенные мрамором колоннады из пудожского камня, на гранитном Фундаменте.

    При императоре Александре I в петергофских садах 22 июля устраиваемы были ежегодные празднества с гуляниями по случаю тезоименитства императрицы Марии Фёдоровны. Каждый год, в этот день, Петергоф являлся очарованным замком, где были всякий раз соединены чудеса великолепия и искусства. Иллюминация, которою освещались вечером в

    этот день все Фонтаны, горы, аллеи — придавали вид действительно необыкновенный бесчисленным и самым разнообразным потокам и брызгам воды, бившим и изливавшимся по всему саду, а особенно перед дворцом. В последний раз такое празднество в Петергофе, при императоре Александре I, было 22 июля 1825 года.

    Своим последующим процветанием и изящным видом Петергоф всецело обязан императору Николаю: он устроил шоссейные дороги, протяжением в 17 верст; застроил многие места придворными зданиями и, между прочим, замечательными по изящной архитектуре конюшнями в готическом стиле; выстроил церковь Петра и Павла; в 1837 году, выстроен театр, затем гостиный двор, а деревянные казармы конно-гренадерского полка заменены каменными. Заботы государя к улучшению вновь созидаемого города увлекли и частных людей, которые начали здесь строиться, и, в сравнительно короткое время, на месте прежнего болота с двумя бедными и жалкими слободами, возник блестящий город, сделавшийся любимым летним уголком лучшего петербургского общества того времени. При императоре Николае I, с 1829 года, возобновились там волшебные празднества и иллюминации: они совершались почти ежегодно в день рождения императрицы Александры Феодоровны, 1 июля, и придали особенную славу Петергофу.

    Император Николай Павлович выстроил для себя в Петергофе двухэтажный деревянный сельский дом с бревенчатыми стенами и простй мебелью, называемый «Никольским». На новоселье государь встретил императрицу Александру Феодоровну, одетый унтер-офицером Измайловскаго полка, с хлебом-солью. С тех пор, этот домик всегда охраняется отставным унтер-офицером Измайловскаго полка. За этим домиком находится на Самсоньевском канале павильон «Озерки», выстроенный также при Николае I, архитектором Штакеншнейдером и получивший название от окружающих его озерков и прудов.

    Перед павильоном «Озерки», на помосте, устроенном вровень с водою, представлен был в первый раз балет «Наяда и рыбак», 11 июля 1851 года, в день тезоименитства великой княгини Ольги Николаевны.

    Очевидцы говорили, что впечатление, произведенное этим балетом при такой обстановке, было поразительно. Наяды подплывали к сцене на лодочках в виде раковин, а декорациями служили вековые деревья, обвитые тропическими растениями. Вдали виднелась деревня Бабьи-гоны, освещенная огнями по главным линиям, так что очертание каждой избы ясно выделялось. К довершению картины, взошедшая на ясном небе луна осветила своим серебристым светом как зыблющуюся воду за сценой, так и блестки газовых тюник и украшений наяд. В этот памятный многим вечер петергофские сады были освещены цветными фонарями и лампионами на протяжении пяти вёрст; деревья, кусты, лужайки, фонтаны, — все горело десятками и сотнями тысяч разноцветных огней!

    В ряду построек, созданных императором Николаем в Петергофе, следует упомянуть еще о павильонах: Царицынском и Ольгинском. Местность, на которой они расположены, до 1837 года представляла болото с оврагами. По повелению государя, болото было перекопано, из вынутой земли образованы два острова, на которых и воздвигнуты названные павильоны. На острове, где расположен Царицын павильон, растет красивый дуб, выросший из желудя с могилы Джорджа Вшинкотна, бывшего подарком от американских дипломатов. Этот желудь был посажен собственноручно императором Николаем в 1842 году. Ольгин павильон, выстроенный в честь великой княгини Ольги Николаевны в 1847 году, представляет трехэтажное здание итальянской архитектуры.

    Воздвигнутая старанием императора Николая I «Александрия» была с 1831 г., постоянной летней резиденцией Царского Семейства. Дворец назван Александрий вот по какому обстоятельству: император Александр I желал подарить Николаю Павловичу вполне отделанный летний дворец, для чего и была избрана местность, где ныне расположена «Александрия». Мысль эта, однако, не осуществилась при жизни Александра I; постройку довершил уже Николай Павлович, по вступлении на престол, назначив вновь воздвигнутую дачу императрице АлександреФ, по имени которой она и названа.

    С окончанием в 1832 году устройства «Александрии», окруженный своим семейством император Николай I, проводил на этой даче ежегодно лето, с половины июня до сентября.

    Украсился также Петергоф в царствование императора Николая Павловича множеством частных дач весьма изящной архитектуры.

    При императоре Александре II перестроен был вновь большой Петергофский грот, выстроена каменная церковь св. Троицы, построена каменная цветочная оранжерея, устроены разные мосты, переделаны пришедшие в ветхость разные старые строения, улучшены фонтаны, сооружена лютеранская церковь, и многое другое, наконец, в царствование-же императора Александра II была открыта железная дорога в Петергоф.

    Из торжественных дней Петергофа в царствование императора Александра II самым выдающимся является 14 сентября 1866 года, когда Петергоф первым из русских городов имел счастье торжественно встретить Императрицу Марию Ѳеодоровну, в то время Августейшую Невесту Его Императорского Величества.

    Начиная с девяностых годов XIX века, Петергоф сделался почти ежегодною летней резиденцией Царской Семьи, и в то-же время, одним из самых модных и любимых дачных окрестностей Петербурга, привлекающих в летнее время массу петербургских жителей, которые восхищаются этим чудным, точно заколдованным уголком на берегу Финского залива, его Фонтанами, дворцами и пр.

    Как писал один из посетителей, современников той эпохи: «Восхищаются Петергофом, впрочем, не одни петербуржцы: все иностранцы, бывавшие когда-либо в Петергофе, восторженно отзываются о достопримечательностях Петергофа. Этих «достопримечательностей» в Петергофе так много, что посетители, предполагающие в один день осмотреть весь Петергоф, обыкновенно возвращаются, не повидав и десятой части всего того, что следует и стоит посмотреть в Петергофе. Общее же впечатление, производимое на всякого зрителя этим как бы уголком земного рая — поразительно и заставляет его предполагать, что он попал в какое-то волшебное царство Фей!»

Заказать тур

Согласно Закону Санкт-Петербурга от 28.06.2023 № 419-81 "О введении на территории Санкт-Петербурга курортного сбора" с 01 апреля 2024г. вводится курортный сбор – 100 руб. в сутки со взрослого человека (от 18 лет). Сбор оплачивается туристом самостоятельно в день заезда на ресепшне за весь период проживания

Туры в Петербург

Туры в Питер

На данном сайте вы найдете большой выбор туров в Санкт-Петербург с осмотром достопримечательностей города и области.

  • Автобусные туры
  • Железнодорожные туры
  • Тематические
  • Новогодние
Подробнее

Контакты

  • Адрес: Москва, м. Новослободская, м.Менделеевская, ул.Сущевская ул., дом 21, офис 518
  • Телефон: +7(495)66-55-378
  • Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Scroll to top